Игра - света и цвета



Мы выяснили, как создается пленочная или тканевая оболочка пространственных люстр, лайтбоксов, светящихся стен и потолков, при чем, окончательный дизайн и эффект подсветки зависит не только от формы светящихся объектов, характеристик пленки или ткани, но и от тех источников света, которые спрятаны за натяжной поверхностью.

Дело в том, что подсветка может быть как монохромной, так и цветной, при чем, самая эффектная цветная подсветка создается при возможности динамического изменения цвета света по различным сценариям. Возможно подключение управления этими эффектами к системам «Умного дома», синхронизация с музыкой, так что пространственная светомузыка может легко стать предметом творческой работы интерьерного дизайнера. Да и сама цветная подсветка может стать в интерьере главным «дизайнообразующим» средством, что заметно на многочисленных примерах зарубежных пространственных решений. Какими же средствами можно создавать уникальные и разнообразные световые эффекты?

Разберемся сначала с источниками света.

В связи с тем, что привычные нам лампы накаливания только пять процентов энергии преобразуют в свет, а остальные – в тепло, становится понятным, почему столь сильно нагревающиеся предметы нельзя размещать внутри светящихся объектов с натяжными границами - это приведет к плавлению пленки, да и достаточно стойкую ткань Clipso не стоит нагревать выше определенных пределов. Чаще всего для монохромной подсветки натяжных объектов используют люминесцентные лампы, они потребляют меньше энергии, имеют высокую световую отдачу (до 80 лм/Вт) и относительно долговечны. Для сравнения, лампа накаливания мощностью 100 Вт, обладая эффективностью 15 лм/Вт, будет производить 1500 лм света. То же количество света будет произведено люминесцентной лампой мощностью 20 Вт. Срок службы ламп накаливания любого назначения около 750 - 1000 часов, а срок службы средней люминесцентной лампы порядка 10 000 часов. Поскольку замена источников света за натяжной поверхностью связана с процессами полного или частичного демонтажа, срок службы источника света становится очень важной характеристикой. Для качественных люминесцентных ламп с соответствующим пускорегулирующим устройством этот срок может составить более 3 лет, что вполне удовлетворительно.

Правда, люминесцентные лампы имеют свои недостатки, например, наличие стробоскопического эффекта, который вызывается частыми (100 раз в секунду) не уловимыми для глаза миганиями люминесцентной лампы в такт колебаниям переменного тока в электрической цепи. Поэтому использование этих источников света предпочтительно в офисах и рабочих помещениях.

Есть примеры использования люминесцентных ламп для формирования цветной подсветки как в светильниках, так и внутри натяжных конструкций. Эти лампы выпускаются красного, зеленого и синего свечения, по трехкомпонентной теории цвета, различное сочетание вышеназванных цветов (в нашем случае, различная яркость ламп этих трех основных цветов) способна моделировать все оттенки цвета в системе RGB. Правда, стоит оговориться, что эффект цветной подсветки от люминесцентных ламп будет пастельным, интерьер приобретет лишь слабый оттенок нужного цвета, но при этом будет вполне хорошо освещен.

Существует относительно новый, но очень перспективный источник света, который идеально подходит для установки за натяжными поверхностями. Это светодиоды.

Они-то как раз не нагреваются, не мигают и дают очень интенсивное по цветности свечение с удивительным декоративным эффектом.

Светодиод - это полупроводник. Его принцип работы основан на явлении электролюминесценции-холодного свечения возникающего при протекании тока. Состав материалов, образующих p-n переход определяет тип излучения.

К преимуществам светодиодов можно отнести:

• низкое энергопотребление – не более 10% от потребления при использовании ламп накаливания

• долгий срок службы – до 100 000 часов

• высокий ресурс прочности – ударная и вибрационная устойчивость

• чистота и разнообразие цветов, направленность излучения

• регулируемая интенсивность

• низкое рабочее напряжение

• экологическая и противопожарная безопасность. Они не содержат в своем составе ртути и почти не нагреваются.

• К недостаткам светодиодов можно отнести их более высокую стоимость по сравнению с другими источниками освещения. Однако надо понимать, что вышеуказанные достоинства с лихвой оправдывают вложенные затраты.

Эволюция светодиодов – от индикаторов до источников света Ни один из источников освещения не может "похвастаться" такой колоритной историей, широким спектром применения и стремительным развитием технологии как светодиоды. Первые светодиоды появились в 1962 году, а в 1968 – первая светодиодная лампочка для индикатора Monsanto и первый дисплей от Hewlett-Packard. Световой поток их был слабым, всего 0,001 лм и цвет - только красный. К 1976 году были получены оранжевые, желтые и желто-зеленые светодиоды, яркие настолько, что их можно было разглядеть и при солнечном свете. До 1985 года они использовались исключительно в качестве индикаторов, со световым потоком всего лишь 0,1лм на одну точку. С 1985 года их световой поток увеличился до 1-100 лм, и они уже стали применяться в качестве отдельных световых элементов, таких, например, как лампы в автомобилях. В 1990 году светоотдача полупроводников достигла уже 10 лм/Вт, что позволило им стать адекватной заменой лампам накаливания. Получение светодиодов со все большей световой эффективностью становится возможным за счет поиска и использования новых материалов с большей светоотдачей и цветовым спектром. Первым появились светодиоды (GaAlInP) с цветами от красного до желто-зеленого и светоотдачей 20 лм/Вт. В 1993 году японская корпорация Nichia объявила об открытии высокоэффективного материала голубого цвета – нитрида галлия (GaN). Это означало, что теперь светодиоды освоили практически весь видимый цветовой спектр. Это существенно расширяло области их применения и делало возможным создание белого света путем комбинирования красных, зеленых и голубых светодиодов. Для того, чтобы осуществить прорыв на рынок общего освещения, требующего от источников световой поток порядка 1000 лм и выше, необходимо добиться дополнительного увеличения световой эффективности зеленых, и, особенно, синих светодиодов. Строить прогноз для эффективности белых светодиодов довольно сложно. Когда она достигнет уровня 50 лм/Вт, светодиоды уже могут считаться реальной заменой ламп накаливания и галогенных, но еще рано говорить о люминесцентных лампах и лампах высокой интенсивности (HID). Если же продолжать работы в этом направлении и дальше, то светоотдача полупроводников вырастет еще в несколько раз и через пару десятилетий превысит светоотдачу люминесцентных ламп более чем в 2 раза. Такой оптимистический прогноз базируется на примере красных светодиодов, чья эффективность еще в конце 80-х была лишь 5 лм/Вт, а сегодня – почти 75 лм/Вт.

Итак, применяя светодиоды белого свечения или синего - зеленого - красного (RGB) мы можем моделировать монохромную или любую, в том числе динамическую, цветную подсветку натяжных поверхностей с транслюцентной (светопропускающей) тканью. Светодиоды в виде небольших, соединенных друг с другом шинами, кластеров, нужным образом равномерно или неравномерно (в зависимости от дизайнерской идеи) распределяются за натяжной тканью на какой-то поверхности, к ним подключается специальный контроллер и блок питания. На сегодняшний день, эта ситуация не является дорогой. Для организации равномерного свечения поверхности светодиодами им не нужно большого расстояния до натяжной поверхности, т.е. ровность свечения при применении ткани Clipso transparent обеспечивается и при глубине в 10-15 сантиметров. При применении люминесцентных ламп, добиться равномерности свечения рассеивателя гораздо труднее, там расстояние от ламп до такой же ткани - рассеивателя должно быть больше в несколько раз, да и сами лампы из-за больших габаритов нужно располагать очень продуманно. У маленьких светодиодных кластеров этих проблем нет. При применении в качестве рассеивателя пленочных тканей и при близком расположении светодиодов от ткани (что не противопоказано – светодиоды не нагреваются) можно получить и обратный эффект – дискретного, пикселизованного свечения. Возможностей много!!! Стоит лишь помнить, что светоотдача светодиодов пока невелика, поэтому наша декоративная подсветка может очень ровно, красиво и интенсивно по цвету осветить поверхность пространственной люстры, бесшовные потолки или стены, может сильно повлиять на колорит помещения (как бы окрасить интерьер в задуманный нами цвет) но осветить интерьер одними лишь светодиодами пока невозможно. Эту декоративную подсветку нужно сочетать с другими светильниками, за счет которых и наберется функционально необходимая освещенность помещения.

Конечно, чтобы грамотно подобрать нужные источники света, располагаемые за натяжной поверхностью, нужно обратиться к специалистам. У «Потолковой кампании» на сегодняшний день есть немалый опыт создания стандартных и уникальных решений по обычной и декоративной подсветке, так называемое ландшафтное освещение. Со стандартными вариантами все более-менее понятно. В статье приведено немалое количество иллюстраций для демонстрации того, как подсвеченные и расцвеченные натяжные поверхности активно участвуют в создании дизайна интерьера.

Хочется чуть больше внимания уделить техническому решению оригинальной дизайнерской идеи по созданию натуралистичного автомобиля в комнате подростка. На стене натянуто полотно клипсо transparent с качественной фотопечатью гоночного автомобиля. До момента включения специальной подсветки ситуация выглядит банально, мало отличаясь от фотообоев, так как светопрозрачная ткань Clipso до включения подсветки за ней, полностью непрозрачна. Но вдруг автомобиль буквально оживает, становясь очень реалистичным: у него загораются фары, он визуально «отрывается» от земли… Это не фокус, а эффект грамотно организованной с помощью светодиодов декоративной подсветки. Светодиоды определенного свечения в нужном количестве располагаются за натяжной тканью, чтобы подсветка распространялась на нужные области и имела границы, светодиоды находятся в специальных коробах. Реализация идеи проста, но эффект превосходит все ожидания. Таких уникальных, недорогих и эффектных решений может быть много, все зависит от нашей фантазии.




Вернуться